Трагическая история первого турецкого мультфильма

ТУРЕЦКОЕ КИНО — TÜRK SİNEMASI

ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРВОГО ТУРЕЦКОГО МУЛЬТФИЛЬМА

EVVEL ZAMAN İÇİNDE «ЖИЛИ-БЫЛИ»
Yapım Tarihi — 1947 / 1951

Süre — 01:30:00

Format — Canlandırma;
Renkli, Türkçe, 16mm Film

Yönetmen — Turgut Demirağ

Yapımcı — Turgut Demirağ

Görüntü Yönetmeni — Yüksel Ünsal, Turgut Demirağ

Год: 1947-1951

Длительность: 1 час 30 мин.

Жанр: мультфильм,
цветной, на турецком языке, 16-мм кинопленка

Режиссер: Тургут Демираг

Продюсер: Тургут Демираг

Оператор-постановщик: Юксель Юнсаль, Тургут Демираг

Türk çizgi filmciliğini mahveden hata Ошибка, погубившая турецкую мультипликацию
Amerika, yalnızca Süleymaniye’deki askerlerimizin başına torba geçirmekte ya da Ege’de savaş gemilerimizi batırmakta değil, geçmişte zaman zaman sanatçılarımızın başına türlü çoraplar örmekte de pek mahir olmuş bir ülke. Америка умеет не только надевать мешки на головы наших солдат в Сюлеймание (Ирак, 2003 год) и топить наши военные корабли в Эгейском море, но и плести интриги против наших деятелей искусства.
Türk sinema tarihinde bir çok açıdan bir «ilk» olan efsanevî filmimiz «Evvel Zaman İçinde: Nasrettin Hoca, Keloğlan ve Gülderen Sultan»ın başına gelenler üçüncü dünya kültürlerine karşı sergilenen bu kaba-saba ve özensiz yaklaşımın az bilinen bir başka örneğini oluşturmakta… Примером грубого и недобросовестного обращения американцев с культурой развивающихся стран является малоизвестная история нашего первого мультфильма «Жили-были: Ходжа Насреддин, Кельоглан и Гюльдерен-султан» — во многих отношениях легендарного произведения в истории турецкого кинематографа.
Türkiye’de yapılan ilk çizgi yapıt unvanına sahip «Evvel Zaman İçinde», aynı zamanda da ilk renkli filmimiz olma özelliğini taşımaktaydı. «Жили-были» был не только первым турецким мультфильмом, но и первым турецким цветным фильмом.
Animasyon film çalışmalarının emekleme devrelerinde riskleri azaltmak adına genelde kısa metrajlı öykülerin tercih edilmesine karşılık, yönetmen Turgut N. Demirağ büyük bir cesaret örneği göstererek Türkiye’nin ilk çizgi filmini uzun metrajlı olarak tasarlamıştı. В то время предпочтение отдавалось обычно короткометражным мультфильмам, но режиссер Тургут Н. Демираг рискнул сделать первый в Турции мультфильм полнометражным.
Çekimlerine 1947 yılında başlanan film, döneminin bütün önemli çizerlerinin (ki, o tarihlerde henüz «çizgi film sanatçılığı» diye bir meslek yoktu, bunların büyük bölümü reklâm illüstratörleriydi) ortak katkısıyla hazırlanmaktaydı. Съемки начались в 1947 году. К созданию мультфильма были привлечены все главные иллюстраторы того времени: тогда не существовало профессии мультипликатора, поэтому большинство из них работали просто рекламными иллюстраторами.
Görüntü yönetmeni Yüksel Ünsal ise bu kalabalık ekibin şefliğini yürütüyordu. Руководил этой многочисленной командой оператор-постановщик Юксель Юнсаль.
  
Dört yıllık emek, onbinlerce kare çizim… Четыре года труда и десятки тысяч кадров…
«Evvel Zaman İçinde»yi tam dört yılda ve büyük sıkıntılar içinde tamamlayan yönetmen Demirağ, 1951 yılında filmi bir dizi teknik işlem için ABD-California’daki ünlü bir laboratuara gönderdi. Режиссер Т. Демираг работал над проектом четыре года и, с трудом завершив его, в 1951 году выслал мультфильм в одну известную калифорнийскую лабораторию для технической обработки.
Yaklaşık 90 dakika uzunluğundaki film, kabaca bir hesapla, tamamı renklendirilmiş olan 100 bin kare çizimden oluşmaktaydı. Продолжительность мультфильма была около полутора часов, а сам он состоял из примерно ста тысяч раскрашенных кадров.
Demirağ filmi 16 mm kamerayla çekmişti ve yapıtın sinemalarda gösterime çıkabilmesi için 35 mm. profesyonel formata basılması gerekiyordu. Демираг снял мультфильм на 16-мм кинокамеру, а для показа в кинотеатрах требовался профессиональный 35-мм формат.
O tarihlerde ise Türkiye’de bu işlemi başarıyla gerçekleştirebilecek bir tek laboratuar bile yoktu. В то время в Турции не было ни одной лаборатории, которая могла бы осуществить такую процедуру.
Bu amaçla master film ve ona bağlı bütün ek çekimler «büyültme» (blow-up) çalışması için topyekün ABD’ye gönderildi. Поэтому основной мультфильм и все сопровождающие его материалы были целиком высланы в США для конвертации.
 
İnanılmaz ihmalle gelen yıkım Утрата из-за невероятной беспечности
Yönetmen Turgut Demirağ, uzunca süre Calfornia’daki laboratuarda kalan filminden hiç bir ses çıkmadığını görünce, büyük emek verdiği yapıtının akıbetini öğrenmek üzere Amerikalılarla bir dizi yazışma gerçekleştirdi. Режиссер Тургут Демираг долгое время не получал никаких известий о мультфильме, остававшемся в калифорнийской лаборатории, и, наконец, вступил в долгую переписку с американцами, чтобы узнать судьбу своего детища.
Önceleri mırın kırın eden Amerikan şirketinin yetkilileri en sonunda baklayı ağızlarından çıkaracaklardı. Представители американской компании долго уходили от ответа, но наконец признались:
Laboratuar kısa süre öncesinde bir başka adrese taşınmış, bu taşınma işlemi sırasında da bir Amerikalı teknisyen Türkiye’den gönderilen bobinleri «ıskarta filmler» sanarak şehir çöplüğüne göndermişti! Во время недавнего переезда лаборатории на новый адрес какой-то американский техник принял присланные из Турции бобины за «бракованную пленку» и выбросил их на городскую помойку!
Amerikalı yetkililer işi olabildiğince pişkinliğe vurmaya çalışırken, bu vahim hatanın Türkiye cephesindeki yankılarını ise kavrayabilmekten acizdiler. Американские представители вели себя как ни в чем ни бывало, и им трудно было представить себе, как их ужасную ошибку воспримут в Турции.
Çöplüğe giden şey yalnızca alelâde bir film bobini değil, aynı zamanda da düzinelerce insanın dört yıllık el emeği ve göznuru, yanısıra da geleceğe dönük umutlarıydı. Выброшенный на помойку мультфильм был не просто рядовым рулоном кинопленки: в нем был сосредоточен труд и надежды десятков людей.
Tazminat, emeği geri getirir mi? Может ли компенсация вернуть плоды труда?
Çılgına dönen yönetmen Demirağ, her türlü fedakârlığı göze alarak, sorumlu laboratuar aleyhine ABD mahkemelerinde tazminat dâvâsı açtı. Режиссер Демираг, в отчаянии, обратился в американский суд с предъявлением ответственной компании иска о возмещении ущерба.
Yaklaşık iki yıl süren duruşmaların sonucunda laboratuarı kusurlu bulan Amerikan Bölge Mahkemesi, dâvâlının Demirağ’ın yapımcı şirketine 82 bin 500 dolar tazminat ödemesini kararlaştırıyordu. Тяжба длилась около двух лет. В конце концов, окружной суд США признал ответчика виновным и присудил лаборатории выплатить 85 500 долларов США в виде компенсации.
Bu, o dönem için hayli yüksek bir tazminat rakamıydı, ancak elbette ki büyük umutlarla yapılan ilk Türk çizgi filmini asla geri getiremedi. По тем временам это была довольно большая сумма, но, конечно же, она не смогла вернуть первый турецкий мультфильм, на который возлагали большие надежды.
Dâvâyı kazanmış olmalarına rağmen büyük bir moral bozgunu yaşayan Türk çizerleri, ondan sonra da bir daha uzun yıllar boyunca başkaca bir sinema filmi için ellerini fırçalarına uzatmayacaklardı. Несмотря на победу в суде, турецкие иллюстраторы чувствовали себя морально раздавленными и долгие годы не решались взяться за кисти, чтобы создать новый фильм.
Yapılanlar, siyah-beyaz, kısa metrajlı, çoğunlukla da reklâm filmciliğine yönelik yüzeysel işlerle sınırlı kaldı. Большинство из них ограничились работой над короткометражными, черно-белыми фильмами, особенно в области рекламы.
Ta ki, 1990’lara kadar… И так продолжалось до 1990-х годов…
Kendilerine gönderilen bir kaç bobin filmi etiketleyip koruma altına almaktan aciz olan bir Hollywood laboratuarı —kasıtlı olmasa bile laçkalığı nedeniyle- gelişmekte olan bir ülkenin ulusal sinema endüstrisine işte böylesine ağır bir darbe vurmuştu. Вот так одна голливудская лаборатория, не удосужившись наклеить этикетку на присланные бобины и обеспечить их сохранность, нанесла (даже если это было не преднамеренно) сокрушительный удар по национальному кинематографу развивающейся страны.
Bugün bile bir çok çizgi film sanatçısı, Türk animasyon sektöründeki derin atâlet ve o hiç bitmeyen keyifsizliğin nedenlerini sayarken, «Evvel Zaman İçinde»nin başına gelen bu talihsiz olayı önde gelen gerekçeler arasında anmaktadır. И по сей день, среди основных причин стагнации местной мультипликации, турецкие мультипликаторы указывают на тот злосчастный случай с мультфильмом «Жили-были».
Bu kareleri çocuklarımız asla göremedi: Наши дети никогда не видели эти кадры:
Eğer, 1951 yılında Amerikalı bir laboratuar teknisyeninin akıl almaz salaklığına toslamasaydı, Türk çizgi filmciliği belki de bugün «animasyon sinema» alanında dünyanın en önde gelen ülkeleri arasında yer alacak, ülkemizde de «Külkedisi», «Fantasia», «Mısır Prensi» ya da «Arslan Kral» gibi unutulmaz animasyon klasikleri üretilebilecekti… Если бы не та уму непостижимая халатность американского техника-лаборанта в 1951 году, то – кто знает? – турецкая мультипликация, может быть, сегодня занимала бы достойное место среди ведущих стран мира в области мультипликации, и наша страна тоже создала бы свои шедевры, подобные «Золушке», «Фантазии», «Принцу Египта» или «Королю-Льву»…
…Yukarıda, ilk Türk çizgi filmi «Evvel Zaman İçinde»nin çizim çalışmalarından geriye kalan birkaç eskizden biri görülüyor. …Выше можно увидеть некоторые эскизы первого турецкого мультфильма «Жили-были», дошедшие до наших дней.
Dönemine göre mükemmel sayılabilecek bir görsel dille hazırlanan bu öncü eser, Türkiye Cumhuriyeti’nde yetişen genç nesillerin hiçbiri tarafından izlenemedi. Ни одно молодое поколение в Турецкой Республике не видело это великолепное для своего времени произведение.
Onun boşluğunu «He-Man» ya da «Voltran» ile ikame ettik! Его место заняли «Хи-мен» и «Вольтрон»!
Kaynak: Ali Murat Güven
yenisafak.com.tr
Источник: Али Мурат Гювен
yenisafak.com.tr

Комментарии запрещены.